Мы как трепетные птицы, мы как свечи на ветру

Времена, когда подрастающее поколение повально желало быть космонавтами, прошли. Сегодняшние молодые люди более прагматичны. Однако мечта хоть раз в жизни взлететь в небо есть по-прежнему у многих. Для некоторых она так и остается мечтой, но есть, оказывается, люди, которые воплощают свои мечты в жизнь и покоряют небо.

Среди них — сумчанин Дмитрий ДУКА. Дмитрий занимается экстремальным видом спорта, пока еще только завоевывающем популярность в Украине – парапланеризмом.

Истоки

«На Сумщине в свое время был авиаспортклуб ДОСААФ в с.Михайловка, где когда-то была планерная школа. Этот клуб был известен на весь Советский Союз. Успехи сумских планеристов не раз упоминаются в книге В. Гончаренко «Техника и тактика парящих полетов» (1975) . «В нашей области прекрасные условия для занятия равнинными маршрутными полетами, — рассказывает Дмитрий Дука, — развивался и парашютный спорт, и вертолетный, но со временем все это угасло».

Что такое параплан?

Парапланы впервые появились во Франции в конце 70-х годов прошлого века. Параплан чем-то похож на современный спортивный парашют, только сильно вытянутый по размаху. Конструкция параплана представляет собой верхнюю и нижнюю воздухонепроницаемые оболочки, сшитые друг с другом по бокам и заднему краю. Между этими оболочками внутри вшиты тканевые нервюры. Набегающий поток воздуха заходит в передние соты, внутри создается избыточное давление, и вся конструкция приобретает форму крыла. Снизу от крыла идет стропная система, которая заканчивается свободными концами. К свободным концам присоединяется подвесная система. В подвесной системе размещается пилот, его личные вещи, спасательный парашют. Управляется параплан стропами управления и перемещением веса пилота в подвесной системе.

Назначение параплана отличается от назначения парашюта. Парашют опускает человека на землю с безопасной вертикальной скоростью, а параплан, под управлением пилота, способен набирать высоту в восходящих потоках воздуха и совершать парящий планирующий полет на большие расстояния без использования какого-либо двигателя.

На сегодняшний день рекорд Украины по полету на дальность на параплане составляет 325 км. Продолжительность этого полета 8 часов. В июне этого года его установил харьковский пилот.

В сложенном виде параплан помещается в специальный рюкзак. Путешествовать с ним не очень сложно. Это важная деталь, поскольку парапланеристы могут стартовать в одном населенном пункте, а приземлиться в другом, за несколько километров от места старта.

Где и как проходят полеты

Сумские парапланеристы оттачивают свое мастерство на учебной горке в с. Шпилевка (Лебединский район) или в с. Пожня (Велико-Писаревский район).  Для осуществления серьезных горных полетов сумчане ездят в горы: в Крым, Карпаты, за рубеж.

Поскольку на Сумщине гор как таковых нет, то для «местных» полетов парапланеристы используют специальную лебедку. С ее помощью пилот может набрать минимально необходимую высоту и дотянуться до восходящих потоков, способных вынести параплан на большую высоту. Средняя высота затяжки составляет 500 – 700 метров. То есть со старта, с ровного поля парапланериста поднимают на эту высоту. Дальше задача пилота найти восходящий поток и в нем набрать максимально возможную высоту. Она определяется, как правило, нижним краем облачности. Дальше выполняется полет в соответствии с планом полета и опытом пилота. Тут могут быть поставлены разного типа задачи: возвращение на старт и полет в его районе, треугольный маршрут, полет с возвращением, полет на открытую дальность.

Кто может летать на параплане

По словам Дмитрия, парапланеризмом может заниматься любой в меру здоровый человек, с нормальными функциями опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. По сути, любой человек, имеющий водительские права может заниматься парапланеризмом.

Как и любой авиационный вид спорта парапланеризм связан с повышенным риском для жизни и здоровья пилота, поэтому вопросам безопасности уделяется особенное внимание. В первую очередь – это грамотный выбор погоды, места проведения полетов, соответствие опыта пилота погодным условиям на старте, грамотный подбор снаряжения, теоретическая и психологическая подготовка.

Как проходит обучение

Сначала человек проходит обучение, подбирается снаряжение. Обязательна подвесная система с элементами защиты спины, шлем, обувь и спасательный парашют — без него не допускают к полетам. «Важно иметь надежную связь, — говорит Дмитрий Дука. — Мы используем радиостанции и мобильные телефоны. Во время полетов –радиостанции, так как выше 1-1,5 км мобильная связь уже не работает. С собой в полет берется вода, мобильный телефон, запас денег, чтобы пилот, приземлившись где-то далеко от места старта, смог дать о себе знать и мог добраться домой».

Обучение начинается с теории, которая включает сведения о конструкции параплана, вопросы аэродинамики, метеорологию, основы связи, воздушного законодательства, правила групповых полетов.

После ознакомления с теоретическими вопросами начинается практика — пробежки по полю с парапланом, во время которых пилоты учатся поднимать крыло, удерживать его в воздухе, жонглировать им. Потом на учебной горке рано утром или поздно вечером, когда воздух относительно спокоен, осуществляется первый учебный полет – «сверху-вниз».

Для приобретения навыков простого пилотирования учеников везут на горку, где есть динамический поток воздуха . Задача пилота состоит в том, чтобы не снижаясь продержаться в воздухе определенное время, одновременно пилот тренируется в посадке в заданное место.

Что касается времени обучения, то оно для каждого пилота свое.  В принципе, через 10 летных дней начинающий пилот может уже летать в простых условиях в динамическом потоке воздуха. В качестве примера Дмитрий приводит опыт 25-летнего начинающего пилота из Сум, который начал заниматься парапланеризмом в июне этого года, а уже в октябре совершил свой первый двадцати километровый маршрутный полет, воплотив таким образом всего за 5 месяцев свою мечту – летать.

Снаряжение

Минимально необходимый комплект снаряжения состоит из крыла, подвесной системы, спасательного парашюта, шлема, хорошей обуви.

Приборное оборудование включает в себя вариометр-высотомер, GPS-навигатор,  радиостанцию. Это  может быть приобретено позже, по мере необходимости, в процессе обучения.

Новая экипировка начального уровня обойдется в 1700 – 2000 евро, бывшая в употреблении – 1000 евро. Смена крыла происходит каждые 2- 3 года. Пилоты сами чувствуют, когда готовы выходить на более высокий уровень.

С высоты птичьего полета

В июне в Украине был принят новый Воздушный Кодекс, который несколько облегчил жизнь парапланеристам. В нем были учтены многие моменты, которые ранее тормозили развитие этого вида спорта. Парапланеристы стараются придерживаться норм закона и не залетают в зоны аэропортов, не пересекают государственную границу, не залетают в запретные воздушные зоны, не планируют своих полетов тогда, когда прилетают первые лица государства. Полеты проходят на высотах до 1,5 км. Правда держать постоянную высоту во время полета на параплане практически нереально, поскольку спортсмен зависит от восходящих потоков. Траектория полета похожа на синусоиду.

Парапланеризм – это вид спорта, интегрирующий знания из многих областей человеческой деятельности. Это постоянный диалог с силами природы. Это интересные поездки и путешествия, полеты в новых местах, знакомства с новыми людьми. А, кроме того, это возможность увидеть красоту природы в необычном для человека ракурсе – с высоты птичьего полета.

 

 

http://sumyinfo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.