«Сталкер» на взлете

Известный авиаконструктор Александр Бегак провел наземные испытания нового сверхлегкого самолета.

http://img.rg.ru/img/content/37/77/86/K_Stalker.jpg

Прыжок на Эльбрус

Основным отличием «Сталкера-I» от более ранних вариантов бегалетов (так называет свои авиамодели Александр) является жесткое крыло, сменившее традиционный матерчатый купол параплана.

— У него одноместная кабина, крылья с размахом до семи метров и двигатель в 50 лошадиных сил. Для его создания были применены современные технологии авиастроения, материалы и оборудование, — рассказывает Бегак. — Это принципиально новая модель сверхлегких летательных аппаратов нашей авиалаборатории, многофункциональное транспортное средство. «Сталкер» может складывать крылья вдоль корпуса, причем жесткое крыло при необходимости заменяется традиционным для бегалетов мягким, а усовершенствованная система шасси позволяет приземляться на небольших площадках.

«РГ» уже рассказывала об Александре Бегаке — конструкторе (свой первый самолет построил еще в школе), пилоте, испытателе, парашютисте, каскадере и — романтике. В 13 лет совершил свой первый парашютный прыжок. Сегодня их количество приближается к двум тысячам, включая такие спортивные подвиги, как приземление на вершину Эльбруса (5642 метра) с высоты семь тысяч метров.

Полеты над «Борнео»

37-летний выпускник Московского авиационного института участвовал во множестве сложнейших экспедиций. В прошлом году на своем микросамолете с мягким крылом «Бегалет-Эволюция» Александр поднялся с ледовой дрейфующей полярной станции «Борнео» на три тысячи метров и установил свой восьмой мировой рекорд: раньше никогда техника такого типа и класса не испытывалась в условиях Северного полюса.

На счету пятигорчанина более десятка изобретений. Одно из самых известных — «Скарабей»: параплан, оснащенный легкой кабиной, воздушным винтом и мотором, позволил в 2005 году подняться на 3701 метр над уровнем моря и установить абсолютный рекорд высоты для сверхлегких летательных аппаратов. Это практически настоящий самолет — все системы и экипаж размещены в обтекаемой мотокапсуле из стеклопластика и титана. На нем он попал в Книгу рекордов России, совершив перелет из Санкт-Петербурга в Москву.

Очередной проект Бегака — «Небесная Одиссея» — объединил спортсменов, исследователей, путешественников и просто молодых энтузиастов. Год назад команда его побывала в Антарктиде. Помимо научно-прикладных задач, экспедиция выполнила своеобразную миротворческую миссию — выложила красной тканью на снегу слово «мир».

Для самого изобретателя труд в авиалаборатории отчасти и социальный проект.

— Со мной ежедневно работают десятки подростков из детского дома и неблагополучных семей. Каждая авиамодель объединяет вокруг себя порядка полусотни ребят, — говорит Александр. — При этом никто из них уже не возвращается к прежней жизни — пиву или наркотикам. Небо интереснее.

На пресс-конференции, посвященной презентации «Сталкера», Бегак рассказал, что работа велась в тесном взаимодействии со специалистами в области легкой авиации Московского авиационного института и Роскосмоса:

— Они дают нашему аппарату хорошую оценку. Модификации наносамолета тестировались также на Северном полюсе. И хотя «Сталкер-I» является первым прототипом серии и его ждет ряд дополнительных испытаний, первый аппарат уже куплен и есть намерения после устранения «детских недостатков» запустить новый бегалет в серийное производство.

По словам изобретателя, новинка может применяться в сельском хозяйстве для проведения авиахимических работ. Всего за один час машина способна обрабатывать площадь до 100 гектаров. Воздушные испытания нового аппарата пройдут в ближайшее время. Он не сомневается в том, что машина сможет участвовать в его новых арктических и антарктических проектах.

Олег Маркелов, заместитель председателя думы города Пятигорска:

— Команда экспериментальной лаборатории Александра Бегака трудилась над созданием «Сталкера» полтора года. Новый летательный аппарат может развивать скорость до 250 километров в час при экономичном расходовании топлива, преодолевать без посадки расстояние в 1200 километров и имеет широкий спектр применения. «Сталкер» можно использовать для мониторинга и аэрофотосъемки, дистанционного наблюдения за объектами, метеоразведки и сельхозработ.

Это также хороший тренировочный самолет для обучения пилотов, он удобен в эксплуатации, экономичен и может конкурировать с импортными аналогами на российском рынке сверхлегкой авиации. В своей экспериментальной лаборатории Бегак работает над инновационными и экологически чистыми видами техники. Они будут эксплуатироваться в Пятигорске и других городах-курортах всего региона.

Приятно, что у нас воплощаются мечты молодых, творческих и целеустремленных ребят, которых вокруг себя объединил Александр.

Добавить комментарий