Параплан. Покоряя северный ветер

Что такое сила ветра? Ходящим по земле этого не понять, для них ветер — лишь часть метеосводки. А для парапланеристов это целая стихия. Они чувствуют невидимые потоки и могут часами парить, ощущая всем тело могущество воздушной стихии. В нашем якутском небе тоже можно порой увидеть «летающих» людей. В народе их называют «карлсонами» за сходство с героем мультфильма: на спине работает мотор, газ, подъем крыла, разбег, взлетная тяга – и Карлсон в воздухе. Один из них — Владимир Лукинов — рассказал нам о своем увлечении.

http://www.yakutia24.ru/upload/iblock/bbc/02-06-01.jpg 

— В первый раз я прыгнул с парашютом, когда учился в Питере, несколько лет назад, точно не помню в каком году. Я ощутил тогда адреналин и понял, что воздушная стихия — мое. Потом мне однокурсники посоветовали попробовать параплан. Полеты на параплане — это как поездка на мотоцикле, только в трехмерном измерении. Разница колоссальная, парение в воздухе, да еще и управляемое меня впечатлило, захотелось большего. В первые 40 полетов помогал инструктор. Он дает подсказки по радиосвязи, подстраховывает. Это человек с очень большим опытом обучения новичков. Правда, мне больше понравилось летать самостоятельно. Освоившись, я перешел на парамотор – тот же параплан, только оснащенный мотором. Он позволяет летать на любой высоте, дольше находиться в воздухе и не особо зависеть от его потоков. Парамотор – это только двигательная установка, то, что надевается на спину пилота, еще она включает кресло пилота. А всю систему: крыло и парамотор можно называть «параплан с двигателем».

— Можно ли в первый раз лететь без мастера?

— Можно-можно. Всё, что нужно знать, инструктор рассказывает до полёта и непосредственно во время по радиосвязи. Разве что стоит заранее позаботиться об обуви, которая держит голеностоп. А также он проведет занятия по пилотированию крылом на земле до появления устойчивых навыков. 

— Как научиться летать на параплане?

— Самостоятельно не советую — очень опасно для здоровья, да и для кошелька (лечение, восстановление после травм, потеря рабочего времени). Некоторым самостоятельное обучение все же удается и даже проходит без травм. Нужно быть очень упорным, очень вдумчивым, иметь массу свободного времени, минимум комплексов и достаточное количество литературы. Также нужно иметь свой параплан, который может оказаться не достаточно безопасным для обучения, а вы об этом даже не догадываетесь. В парапланеризме очень много нюансов, которые надо прочувствовать.

— Обижаешься ли, когда тебя называют Карлсоном?

— Это даже забавно. Вообще, стараюсь относиться с юмором. Если юмор присутствует в жизни, то он делает её легче. Карлсон звучит романтично и напоминает о детстве.

— Есть же еще похожие летательные средства, например, дельтапланы, есть ли разница между парапланом и дельтапланом?

— Я в Питере видел дельтапланеристов, пару раз выезжал с ними. На мой взгляд, дельтаплан не очень удобен, собирается он около получаса, да и транспортировка его достаточно проблематична из-за больших габаритов и веса. Обучение же проходит быстрее. При этом расходуется много физических сил на транспортировку дельтаплана в гору. Да и процесс обучения не всегда обходится без мелких травм. Ушибы и перенапряжения мышц — вот наиболее частые проблемы при обучении на дельтаплане.

— Чем привлекателен параплан? Ведь ты, получается, не изменил своему изначальному увлечению?

— Вес параплана со всем оборудованием — около двадцати килограмм, он помещается в рюкзак, и подготовка к полету занимает пять минут. Также ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом. А простое управление и небольшая скорость полета делают обучение на параплане намного более безопасным.

— Какие сложности приносит увлечение?

— Сложностей особо нет, если есть опыт. Для меня сложны только транспортировка и хранение оборудования. Бензиновые двигатели, которые применяются на парамоторах, тяжело хранить в квартире из-за сильного запаха бензина и масла, поэтому приходится транспортировать его за город на дачу к другу. Он там живет круглогодично, поэтому можно не опасаться кражи.

— Летают ли парапланеристы зимой?

— Только без мотора. С мотором могут возникнуть непредвиденные проблемы. Могут заледенеть какие-то детали, да и движение сквозь холодные потоки воздуха, думаю, не из приятных ощущений. Сам здесь не рискую подниматься в небо в зимнее время. А вот в более теплых регионах зимнее время предпочтительнее. В это время атмосфера стабильная, почти нет турбулентности, которая может быть опасна для начинающего пилота, поэтому зимой самые приятные полеты для освоения параплана. Зато лето — время высоких полетов, маршрутных перелетов. Они невозможны без теплых солнечных лучей, которые прогревают воздух и создают восходящие потоки, на которых ты и поднимаешься.

— У планеров есть приметы, особые амулеты?

— Да, вроде есть. В Питере об этом говорили, только сам в это особо не верю. Есть некоторые правила: перед стартом ни в коем случае нельзя появляться на полетах женщине в одежде черного цвета, нельзя проходить кому-либо между пилотом и парапланом. Пилоты не говорят слово «последний». К правилам пилотов я бы отнес фразу «Никогда не взлетать по ветру» – ведь еще ни одна птица не взлетала по ветру – только против ветра. Не подходят парапланеристам выражения «Попутного ветра» или «Чтобы все у вас сложилось».

— Какие планы у тебя на этот год?

— Хотелось бы принять участие в каких-нибудь соревнованиях. Может быть, удастся летом выбраться, только не представляю, как все это повезу в другой город. Еще надо приобрести новый мотор, а то старый уже работает не так хорошо.

— Какие у вас будут пожелания?

— Конечно, хотелось бы, чтобы и у нас были различные мероприятия, конкурсы и прочее. Пусть молодежь занимается хотя бы с воздушными змеями, авиамоделями, ведь воздушная стихия может подарить множество положительных эмоций и радости.

 

Досье: Слово «параплан» появилось в русском языке в 90-х годах прошлого века. Это сокращение, обозначающее парашют планирующий. Это мягкое крыло, сшитое из специальной ткани, которая почти не пропускает воздух. С помощью стропной системы к крылу крепится «подвеска» – удобное кресло для пилота. Управляется параплан с помощью строп управления (клевант) и балансирного управления (переноса веса тела пилота в подвесной системе). В настоящее время проходят соревнования по воздушной акробатике на парапланах.

А начиналось все во Франции, где однажды какой-то чудак решил на парашюте-крыле слететь с горы. Именно слететь, а не спрыгнуть: разбежаться по склону и оторваться от земли. Идея привлекла конструкторов. Крыло стали приспосабливать под нужды пилотов. В итоге современные парапланы очень отдаленно напоминают своих прародителей.

 

Автор: Дмитрий Михайлов

Добавить комментарий